Как психологический анализ фильмов помогает углубляться в психологию и развивать психоаналитические навыки? Что такое киноанализ и как проходят занятия по нему в European Psychology School?
Киноанализ — это своеобразное искусство погружения в глубины человеческой психики, исследование мотивов, чувств и внутренних конфликтов. Он открывает широкое поле возможностей для изучения внутреннего мира на примерах героев кинофильмов.
Как проходят занятия по киноанализу в EPS?
European Psychology School — современная школа психологии, которая дает необходимые навыки для работы психологом буквально за год. Это образование в области психологии, доступное в любом уголке мира благодаря формату онлайн. Помимо основных занятий в EPS предлагаются факультативы, благодаря которым студенты могут найти свой путь в психологии и развить творческий потенциал.
Киноанализ — идеальный инструмент для тех, кто любит фильмы. Ведь большинство из них правдиво раскрывают характеры героев, их внутренние конфликты и трансформации. Это прекрасный материал для будущих психоаналитиков.
Важные организационные моменты:
- Киноанализ — факультативные занятия, которые доступны студентам из всех потоков Комплексной программы подготовки психологов. Ступень 1.
- У студентов есть возможность также работать с записями предыдущих занятий, которые размещены в специальной папке на учебной платформе.
- Посещение киноанализа не отображается в дипломе, так как факультатив не является обязательным для изучения. Тем не менее это один из инструментов для личностного и профессионального развития, который предлагает студентам школа.
- Фильмы, которые анализируются во время занятий, заранее указаны в расписании. Каждая встреча посвящается отдельному кинопроизведению, с которым необходимо ознакомиться до начала занятия.
Как подготовиться к занятиям по киноанализу, кроме просмотра фильма?
Рекомендации для студентов
После просмотра фильма поразмышляйте над следующими вопросами:
- — Какая главная проблема (травма) у героя фильма?
- — Какое событие ее сформировало?
- — Как травма влияет на него?
- — Какие фигуры жертвы/агрессора вам удалось увидеть?
- — Какой путь прошел главный герой, пытаясь выйти из травмы?
- — С помощью чего произошли изменения?
На занятии каждый участник получает возможность поделиться своими чувствами, гипотезами и интерпретациями.
Психологическое исследование фильмов
Погружение в психологию с помощью кино — прекрасная возможность научиться фиксировать и выражать чувства, анализировать, делать гипотезы, выявлять шаблоны, переосмысливать жизненные ситуации и т. д.
Структурно занятия по киноанализу делятся на 2 этапа:
1. Внутренний круг. На этом этапе студенты...
- — проясняют личные переживания, чувства и состояния, которые вызвал фильм;
- — осознают переносы и контрпереносы с героем/героями фильма;
- — расширяют свой эмоциональный и телесный интеллект.
Процессы, происходящие во время просмотра фильма, похожи на те, которые возникают при контакте с клиентом. Например, во время психологической сессии у психоаналитика может подниматься много чувств, эмоциональных переживаний или же наоборот — скука, потеря интереса... Поэтому на этом этапе студенты учатся исследовать свои чувства и внутренние границы, а также отслеживать перенос/контрперенос, слияние.
Чтобы лучше отрабатывать эти навыки, во время просмотра фильма обращайте внимание на...
- Чувства. К каким состояниям, чувствам вы присоединились? Сопоставьте, что это говорит о герое/клиенте?
- Ощущения. Какие состояния во время просмотра фильма проживало тело?
- Образы. Что осталось после просмотра фильма?
Для начинающих это может быть немного сложно, однако постепенно все студенты успешно учатся отслеживать и реагировать на то, что происходит в их с клиентом общем поле.
2. Внешний круг. На этом этапе мы анализируем фильм, выдвигаем гипотезы и делаем интерпретации. Проанализировать кинофильм можно как минимум двумя способами.
Первый: будто все герои — это реальные люди. Обратите внимание на следующее:
- — какие отношения складываются между персонажами;
- — какие связи формирует травма главного героя;
- — как травма одного персонажа включает в свои границы окружение;
- — как травматический опыт влияет на решения и выбор героя.
Второй способ — символический: будто все герои в фильме — это внутренние фигуры главного героя. Сосредоточьтесь на вопросах:
- — Что это за фигуры?
- — Какие ролевые модели отношений они играют в травме?
- — Какие связи сформировались между ними?
- — Какие чувства и переживания герой испытывает в контакте с ними?
Изучение психологии — это интересный и глубокий процесс, и много ценного материала для этого дает кинематограф. Аналитические кинопросмотры расширяют понимание глубинных психических процессов и связи между ними, а также улучшают навыки наблюдателя, аналитичность и умение делать интерпретации.
Инна Лотоцкая, преподаватель киноанализа European Psychology School
Использование или перепечатывание статей или любых частей текста с портала EPS HUB без письменного разрешения ООО «ЕВРОПЕЙСКАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ» запрещены.